SERM SMM СПЕЦИАЛИСТ

Деревянная архитектура Петербурга



Более года назад
Ирина

Мне нравятся необычные экскурсии. Нет, я не против классических, в которых предлагают " посмотреть направо или налево" и увидеть что-то интересное. Просто сейчас существует немало необычных экскурсий, авторских, в которых гиды раскрывают порой совершенно неизвестные детали казалось бы, давно знакомых мест.

В один из январских дней я оказалась на экскурсии " Деревянная архитектура Петербурга", которую проводит компания " Петербург глазами инженера". В прошлом году я уже побывала с ними в Елисеевском магазине (писала отзыв на эту тему), так что экскурсии с Инженерами становятся традицией:).

Экскурсия была заявлена как трехчасовая, с передвижением на автобусе. Наш гид Александра Зацепина оказалась очень увлеченным человеком. Сразу видно, что архитектура - ее любимое дело (она является членом Союза архитекторов и преподает в архитектурно - строительном университете). Александра показала нам Петербург с интересной, необычной стороны - мы увидели деревянные постройки города, выполненные начиная со времен рождения самого Петербурга и заканчивая самыми современными зданиям наших дней.

Началась наша экскурсия с рассказа о самом известном деревянном здании Петербурга - домике Петра I.

Это современный вид домика Петра, вернее, его "кирпичный" чехол. Само строение находится внутри.

Известно, что это самое первое жилое здание города, "малый дворец", в котором царь жил в летнее время. Построен дом на Петровской набережной, место выбрано с таким расчетом, чтобы видны были водные просторы и бастионы Петропавловской крепости. Во всех известных источниках - энциклопедиях и справочниках говорится, что дом этот был построен за 3 дня русскими солдатами и сам царь мог принимать участие в строительстве.

Малый дворец или Красные хоромы Петра I.

А вот наш гид - архитектор рассказала, что реставраторы и архитекторы уже несколько десятилетий опровергают эту общепринятую версию. Во-первых, постройка выполнена совершенно не в русском стиле - с очень широкими окнами, она разделена сенями и вертикальной стеной на две неравные части. Да и срублен домик по традициям скандинавов, так называемой "шведской кладкой" - торцы по углам сруба выполнены в форме шестиугольника. Дверной проем по высоте всего около 180 сантиметров. тогда как рост царя был более двух метров. Кстати, на домике Петра рядом со входом есть табличка, где указан его рост 204 см. В общем, архитекторы и некоторые историки придерживаются других версий появления "малого дворца" Петра I  - либо этот дом был перенесен из ближайшей шведской деревни и вновь возведен (в пользу этой версии говорят пронумерованные бревна), либо он вообще принадлежал ранее какому -то рыбаку или охотнику и стоял на этом месте уже несколько лет. И был переделан в соответствии с пожеланиями царя скорейшим образом. Вот вам и "энциклопедические данные"...

Мы посещали дачу Головина, где бывала царская семья и их гости, дачу Громова в Лопухинском саду, дом княгини Кугушевой - прекрасный теремок на Каменном острове. Все эти строения деревянные, но чтобы понять это, нужно основательно приглядеться - и фасады, и колонны, и даже "каменная кладка" - все выполнено из дерева.

Деревянная дача Головина. И колонны, и балюстрада - тоже деревянные.

Дача купца Громова в Лопухинском саду.

Дом княгини Кугушевой на Каменном острове. В советское время в нем была коммунальная квартира, а сейчас - детская художественная школа.

Очень меня поразила история Каменноостровского театра - это здание является памятником русского деревянного зодчества и функционирует и в наши дни. Каменноостровский театр был построен в 1827 году всего за 40 дней (!) в стиле классицизма - с коринфскими колоннами, портиком и треугольным фронтоном. Театр создавался как временная  летняя постройка для показа любых произведений - балета, оперы, комедии или драмы. Зрительный зал вмещал 750 человек.

Каменноостровский театр в 19 веке.

Через некоторое время театр подвергся реконструкции, несущие деревянные конструкции были заменены на каменные, это позволило укрепить фундамент. К концу 19 века посещаемость театра сильно упала, и здание превратилось в склад.В 20 веке здание продолжало разрушаться, несколько раз его пытались снести. Полного разрушения удалось избежать только благодаря тому, что театру присвоили статус памятника архитектуры.

Новую жизнь здание театра получило уже в двухтысячных, когда было передано Большому Драматическому театру. Тогда началась глобальная реконструкция, главной задачей которой было восстановление и сохранение исторического облика театра. Чтобы осуществить эту задачу, был разработан уникальный проект -  под историческим зданием было устроено подземное пространство из двух уровней, превышающее  габариты самого театра более чем в 2 раза. То есть под землей теперь расположены все технические и инженерные помещения, склады декораций, а также гардеробы, кафе для зрителей и буфет для персонала. Подробности реконструкции я не смогу описать - я не специалист, но грандиозность проекта меня впечатлила. Так что Каменноостровский театр - это уникальное сооружение, состоящее из двух частей - исторической деревянной наземной и современной железобетонной подземной.

Театр в наши дни.

Завершилась экскурсия в Питерлэнде, под огромным 90 метровым куполом аквапарка, выполненным из дерева. Так что на экскурсии нам показали всю эволюцию деревянных построек - от начала строительства города до наших дней, когда благодаря новым инженерным технологиям дерево не только не исчезло, но и продолжает успешно использоваться в строительстве.

2

Комментарии:

пока отсутствуют...

SERM SMM © 2023